gradient

Качество ПО электромобилей Tesla: не всё так однозначно?

Алексей Лавров

Даже такая горячая тема, как знакомства для секса в СПБ или Москве, в последние дни уступает в популярности новостям о мировом флагмане производства электромобилей, компании Tesla Наверное, все уже слышали о том, что из Китая будет отозвано более полутора миллиона электромобилей этой марки. А в общем количество отозванных транспортных средств составляет 2 млн единиц. С чем это связано? В первую очередь — с несовершенным программным обеспечением, как бы иронично это ни звучало в отношении детища гениального предпринимателя Илона Маска.

В чём заключается проблема с электромобилями Tesla?

Недоработка обнаружена в продукте, выпускавшемся ещё с 2014 года, и по сей день. Но в первую очередь вопрос касается транспортных средств, которые вышли с конвейера в 2015 году. В перечень бракованных авто входят такие известные модели, как Model 3, X, S и Y. Часть из них выпускалась в Китае, а часть — в других странах.

Заметили проблему эксперты американского регулятора. Они подтвердили частичную неисправность программного обеспечения автопилота и ещё некоторых моментов. Этому предшествовали двухлетние расследования причин и возможных последствий сбоев, которые проявились во время эксплуатации электромобиля и даже привели к аварийным ситуациям.

Программное обеспечение было разработано с ошибками именно на участке способствования водителю в управлении автомобилем, то есть автопилота, а также в системе надёжного запирания двери. Как показали многочисленные проверки, установленный на автомобиле софт не справлялся с контролем того, в частности, находится ли руки водителя во время движения на руле. И это далеко не единственный баг программы.

Актуальность устранения проблемы ПО электромобилей

Функция автопилота заключается, в том числе, в необходимости оказывать помощь водителю в процессе рулевого управления, выбора ускорения и осуществления торможения. Но на практике участие водителя в управлении автомобилем всё равно требуется. А установленное программное обеспечение имело ошибки в части контроля внимания водителя на дороге. Ведь в функции автопилота входит и мониторинг активности человека за рулём.

Из-за неисправности, как подтверждает американский регулятор, произошло около 1.000 аварий, в которых официально подтверждено некорректное действие автопилота. Такие неопровержимые факты побудили автомобилестроителя признать недоработку. Это не значит, что электромобили для ремонта будут отправляться в США или даже в Китай. Их не нужно будет даже доставлять в какой-либо дилерский центр или гараж. На электромобилях просто в удалённом режиме будет обновлен soft. После тестирования автомобили будут возвращены на рынок.

Последствия доработки: достигнуто ли совершенство?

Если после проверки автомобиль будет работать как часы, он может стать наиболее продаваемым видом легкового транспорта в целом мире. Так, электрический кроссовер от торговой марки Tesla Model Y был продан в количестве 1,2 миллиона штук. Это на 13% больше, чем у непосредственного конкурента — торговой марки Toyota Corolla. Её показатель составил 1,8 млн единиц проданных автомобилей.

В то же время в компании Tesla по итогам расследования были осуществлены свои собственные испытания. Это помогло протестировать усовершенствованную программу для автопилота. Но даже после этого в компании не берутся утверждать, что злоупотребления, допускаемые водителем, могут полностью предотвращаться за счёт усиления контроля силами автопилота.

Что это значит? Что безопасность автомобилиста и его пассажиров в руках только самого водителя. Каким бы совершенным ни было транспортное средство, некоторые моменты его программы могут давать сбои или быть недостаточными в определённых ситуациях. Вспомните хотя бы о феерических неудачах с запуском ракет от SpaceX. Поэтому даже на электромобиле от компании Илона маска лучше полагаться на самих себя.