gradient

Франшиза: как правильно открыть и развивать бизнес?

Денис Клубко

Начинать собственное дело с нуля очень сложно. Считается, что намного проще воспользоваться франшизой. Открыть бизнес в таком формате — это значит воспользоваться уже раскрученным брендом и стилем. Это даёт предпринимателю множество преимуществ. Хотя и недостатки у этого вида бизнеса тоже имеются.

Разбираемся в терминах по франшизе

Франшизой называется передача юридического права на ведение деятельности под названием определённой фирмы, давшей на это своё согласие. Это значит, что франчайз, то есть стартующий предприниматель, начинает работать под раскрученным брендом. Но при этом он должен использовать установленные франчайзером, то есть владельцем бизнеса, рабочие стандарты, производственные процессы и маркетинговую политику.

Свод требований и условий франшизы

Изначально франчайзер ставит перед франчайзом определённые условия по ведению бизнеса, что зависит от его специфики. Обязательными моментами считаются:

  • Соблюдение стандартов, правил, норм, предусмотренных для данной франшизы. Так, начинающий бизнесмен не может открывать новые точки, не предусмотренные договором, приобретать сырьё у других поставщиков, пренебрегать обязательным обучением и установленным планом продаж.
  • Осуществление паушального взноса. Это одноразовая оплата, которая вносится на старте, на этапе подписания договора. Смысл взноса — тариф за подключение к сети материнского бизнеса. Ведь при этом франчайз получает поддержку от опытного предпринимателя и ряд важных ресурсов. 
  • Всесторонняя поддержка от франчайзера. В неё могут входить в такие моменты, как доступ к данным CRM, сопровождение базовой информацией, получение рекламных материалов, возможность использования оборудования и подготовленных специалистов.
  • Запрет на неофициальное открытие других точек. Этот момент также непременно обозначается в договоре. Если у франчайза возникнет желание открыть новый предпринимательский объект, то он предварительно должен будет сообщить об этом франчайзеру, а также оплатить вступительный взнос.
  • Другие виды оплаты. К ним относится своего рода абонплата или роялти. Это ежемесячный расчёт за поддержку и использование франшизы. Хотя сроки оплаты могут быть и другими, например, раз в год или квартал. Размер роялти может оговариваться. Материнский взнос может включаться в эту оплату или начисляться отдельно.

Основные разновидности франшизы

Существует несколько видов такого делового сотрудничества. Например, по форме работы различают франшизу эксклюзивную, неэксклюзивную и мастер-франшизу. Классифицируют её и по типу ведения бизнеса. Основные из существующих видов такого предпринимательства:

  • Товарная франшиза. Она состоит в передаче прав на открытие брендовых магазинов, а также продажу товаров конкретного производителя. Торговая точка должна иметь фирменный интерьер, строгие стандарты обслуживания и заранее оговорённый ассортимент.
  • Производственная франшиза. Такое сотрудничество даёт право на изготовление и распространение товаров под брендом франчайзера. Также он предоставляет технологическую документацию, строго определенные источники сырья и соответствующее оборудование.
  • Сервисная франшиза. В процессе покупки такой бизнес документации предприниматель получает стандарты предоставления сервисных услуг в конкретной сфере. Команда начинающего предпринимателя проходит соответствующее обучение под контролем франчайзера.

Это далеко не вся информация о таком сложном бизнесе, как франшиза. Более подробно в особенностях его ведения мы разберёмся в следующих публикациях.